
О превалировании черного, красного и зеленого цвета в изделиях народных мастеров, представленных в его хранилище, Михаил Курдоглов говорит:
— Олицетворение печали (болгары несколько сотен лет страдали под турецким игом), борьбы и жизни... Сестра моего отца помнила, как они переходили Дунай, спасая свои семьи в здешней степи. Рассказывала нам, сколько пришлось пережить, как тяжело работать, обустраивая новую жизнь на чужбине, которая стала для них, их детей и внуков родиной.
В четырех комнатах экспонированы предметы сегодня просто уникальные. «Ручная работа не имеет цены», — демонстрирует Курдоглов льняные рушники довоенного изготовления, изделия послевоенного времени, национальную одежду болгар. Здесь ковры молдавские, болгарские — глаз не оторвать от аиста, хранящего семейный очаг. Кажется, можно быть спокойным при таком обереге…
Народные традиции передает и небольшая картина из сельской жизни: девушка и юноша встретились у колодца, у воды, что олицетворяет искренность и чистоту свидания у всего села на виду.
Кружки для воды, вина за 1886 год, антикварная посуда для хранения овечьего сыра — брынзы... Сколько еще всего нами позабытого и где-то кем-то позаброшенного найдет и покажет Михаил Николаевич? Вон ткацкий верстат подарили ему в разобранном виде, нужно его собрать, упорядочить рушники, все пересмотреть, подержать в руках. На минутку окунуться в мир, боровшийся за солнечный свет на земле сто и более лет назад — об этом смолчит икона 1902 года, подаренная музею о.Михаилом. Но внуки Курдоглова: Андрей, Никита и Мишка — непременно расскажут о каждом экспонате, который с такой радостью внес в их дом дедушка. Чтобы люди знали и помнили: без прошлого у них нет будущего.